Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, увеличение СГД на сумму превышения себестоимости над доходами, перенос убытков

702

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) и уменьшения убытка, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «А» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 441 581,6 тыс.тенге и пени 40 434,5 тыс.тенге, НДС в сумме 521 930,5 тыс.тенге и пени 20 583,6 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 55 809 530,8 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН и НДС.

  1. Относительно увеличения совокупного годового дохода на сумму превышения себестоимости над доходами за период 2016-2017гг.

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки неверно интерпретированы данные из системы бухгалтерского учета 1C, так как при доходах в сумме 575 382,0 тыс.тенге себестоимость за 2016г. по данным 1C составила 440 775,0 тыс.тенге, то есть отсутствует занижение дохода.

При этом, в отношении 2017г. Компания «А» отмечает, что согласно данным бухгалтерского учета превышение себестоимости над суммой дохода составило 288 098,0 тыс.тенге, соответственно превышение себестоимости над доходами за период 2016-2018гг. по данным 1C произошло только в 2017г.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 3 статьи 308 Налогового кодекса недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет в соответствии со статьей 310 Налогового кодекса для исчисления налогового обязательства по деятельности, осуществляемой в рамках каждого заключенного контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебетного и выработанного месторождения (группы месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений, части месторождения в рамках одного контракта) в случае исчисления по такому месторождению (группе месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений в рамках одного контракта) налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и по ставкам, которые отличаются от установленных Налоговым кодексом.

Пунктом 10 статьи 310 Налогового кодекса определено, что для целей ведения раздельного налогового учета при исчислении корпоративного подоходного налога недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование доход от реализации добытых нефти и (или) минерального сырья, прошедших только первичную переработку (обогащение), определяется исходя из цены их реализации с учетом соблюдения законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, но не ниже себестоимости добытых нефти, минерального сырья и (или) товарной продукции, полученной в результате первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

При этом, согласно подпункту 79) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV ЗРК (далее – Закон о недрах) «добыча - весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, а также из техногенных минеральных образований, включая первичную переработку и временное хранение минерального сырья».

Определение понятию «первичная переработка» дано в подпункте 69) статьи 1 Закона о недрах, согласно которому, первичная переработка (обогащение) минерального сырья - вид горнопромышленной деятельности, который включает сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами (без качественного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), а также может включать перерабатывающие технологии, являющиеся специальными видами работ по добыче полезных ископаемых (подземная газификация и выплавление, химическое и бактериальное выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений).

В рассматриваемом случае, Компанией «А» заключен 2 контракта с уполномоченным органом – Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан на разведку меди на месторождении «К» области, сроком на 6 лет и 21 год.

Как следует из акта налоговой проверки, за период с 2014-2016гг. Компания «А» производило расходы на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы, при этом, добыча минерального сырья на месторождении «К» производилось с апреля 2016г.

При этом, по данным бухгалтерского учета Компании «А», реализация добытого минерального сырья начата с 4 квартала 2016г. согласно Договору купли-продажи и Дополнительному соглашению, заключенного с Компанией «Т».

Следует указать, что в бухгалтерском учете Компании «А», себестоимость добычи минерального сырья отражена на счете 7211 «Административные расходы, относящиеся к предпринимательской деятельности» и 8100 «Основное производство».

Согласно данных оборотно-сальдовой ведомости за 2016г. по счету 7211 расходы на добычу составляют 676 790,0 тыс.тенге и по счету 8100 расходы на добычу минерального сырья составляют 1 053 959,1 тыс.тенге, всего 1 730 749,1 тыс.тенге, в том числе:

- автоуслуги 27 088,8 тыс.тенге,

- аренда транспорта и спецтехники 35 319,0 тыс.тенге,

- буровые работы 52 690,7 тыс.тенге,

- ГСМ 50 333,5 тыс.тенге,

- заработная плата 164 161,5 тыс.тенге,

- маркшейдерско-геодезические работы 32 428,3 тыс.тенге,

- монтаж и наладка горного оборудования 243 409,9 тыс.тенге,

- прочие услуги и расходы 4 436,6 тыс.тенге,

- ремонтно-строительные работы на месторождении 6 810,8 тыс.тенге,

- сервисное обслуживание и ремонт горного оборудования 97 816,9 тыс.тенге,       

- списание ТМЦ – 417 188,4 тыс.тенге,

- текущий ремонт оборудования и горной техники 1 391,2 тыс.тенге,

- текущий ремонт автотранспорта 3 908,2 тыс.тенге,

- техническое обслуживание автотранспорта 1 927,1 тыс.тенге,

- услуги по пусконаладочным и монтажным работа 902,8 тыс.тенге,

- электроэнергия 290 915,3 тыс.тенге.

- буровзрывные работы 10 522,7 тыс.тенге,

- налог на добычу полезных ископаемых 121 195,8 тыс.тенге,

- прочие налоги 109,3 тыс.тенге,

- прочие расходы 750,0 тыс.тенге,

- амортизация 119 581,7 тыс.тенге,

- услуги по содержанию и ремонту оборудования 47 860,6 тыс.тенге.

Аналогично в 2017г., согласно данных оборотно-сальдовых ведомостей расходы на добычу минерального сырья по счету 8110 «Основное производство» составляют 7 874 800,3 тыс.тенге, по счету 2611 «Геологоразведка» 58 231,4 тыс.тенге, по счету 2612 «Вскрышные работы» - 1 904 090,9 тыс.тенге, по счету 8310 «Заработная плата,  относящейся к горным работам» 1 864,0 тыс.тенге, всего на сумму 9 838 986,5 тыс.тенге (автоуслуги, аренду спецтехники, заработную плату, маркшейдерско-геодезические работы, текущий ремонт  оборудования и горной техники,  списание ТМЦ, ремонт автотранспорта, электроэнергия, буровые работы, монтаж и наладка  горного оборудования  ГОК и Горного департамента, списание ГСМ, списание  заработной платы, налог на добычу полезных ископаемых, буровзрывные работы, маркшейдерские работы, монтаж и наладка  горного оборудования, электроэнергия, сервисное обслуживание горного оборудования  ГОК и Горного департамента).

Следует отметить, что в бухгалтерском учете Компании «А» при формировании счета 8110 «Основное производство» дважды списаны затраты со счета 8310 «Вспомогательное производство» на сумму 866 427,3 тыс.тенге, соответственно, указанное двойное списание учтено актом налоговой проверки и себестоимость реализованного минерального сырья для расчета налогового обязательства по КПН за 2017г. определена в сумме 8 972 559,2 тыс.тенге (9 838 986,5 - 866 427,3).

Следовательно, при анализе бухгалтерского учета Компании «А» установлено, что каждый счет является самостоятельным и двойное отражение первичных документов на списание себестоимости, за исключением вышеуказанной суммы, не происходило, то есть данные счета не дублируются.

Таким образом, себестоимость реализованного минерального сырья за 2016г. составила 1 730 749,1 тыс.тенге, за 2017г. - 8 972 559,2 тыс.тенге.

Тогда как, Компанией «А» определена себестоимость реализованной продукции по счету 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанию услуг» за 2016г. в размере 440 773,6 тыс.тенге и за 2017г. -  2 775 955,6 тыс.тенге, которая складывается из себестоимости товарной руды без учета всех расходов, связанных с контрактной деятельностью.

Исходя из изложенного, налоговой проверкой производственная себестоимость добычи минерального сырья определена исходя из суммы всех понесенных затрат на добычу и первичной переработки по данным бухгалтерского учета.

Соответственно, учитывая нормы налогового, бухгалтерского законодательств, увеличение дохода по контрактной деятельности на сумму разницы между стоимостью выпущенного минерального сырья и стоимостью его реализации налоговой проверкой произведено обоснованно.

  1. Относительно уменьшения убытка, перенесенного из предыдущего периода.

В жалобе Компании «А» указано, что актом налоговой проверки необоснованно уменьшен убыток, переносимый из предыдущих периодов, в сумме 55 809 531,0 тыс.тенге.

 В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно положению пункта 1 статьи Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налогового кодекса.

Положением пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса от 25.12.2017г. установлено, что вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 299 Налогового кодекса от 25.12.2017г. убытком от предпринимательской деятельности признается, в том числе превышение вычетов над совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 241Налогового кодекса от 2017г.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 300 Налогового кодекса от 25.12.2017г. убытки от предпринимательской деятельности, а также убытки от выбытия фиксированных активов І группы и убытки от реализации объектов незавершенного строительства, неустановленного оборудования, за исключением активов, выкупленных для государственных нужд в соответствии с законами Республики Казахстан, переносятся на последующие десять лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода данных налоговых периодов.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки налогооблагаемый доход за 2016г. определен в сумме 1 577 826,9 тыс.тенге, тогда как в декларации по КПН Компанией «А» был отражен убыток в сумме 2 167 910,1 тыс.тенге.

Далее, за 2017г. по результатам налоговой проверки определен убыток в сумме 972 117,1 тыс.тенге, тогда как в декларации по КПН отражена сумма убытка с учетом перенесенного из предыдущего периода в размере 12 876 964,1 тыс.тенге.

За 2018г. по результатам налоговой проверки определен убыток в сумме 22 767 566,9 тыс.тенге с учетом переносимого убытка с 2017г. в сумме 972 117,1 тыс.тенге.

При этом, Компанией «А» в декларации по КПН за 2018г. отражена сумма убытка с учетом переносимого убытка с 2017г. в размере 78 577 097,7 тыс.тенге или расхождение с данными налоговой проверки составила 55 809 531,0 тыс.тенге (78 577 097,7-22 767 566,9).

Соответственно, уменьшение сумм убытка за 2018г., перенесенного из предыдущего периода, в размере 55 809 531,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.