Учёт

КПН - доход от безвозмездно полученного имущества

844

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 2 456 157,4 тыс.тенге, пени 694 138,0 тыс.тенге, об уменьшении убытка на сумму 356,8 тыс.тенге.

Компания «Э» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления налогово явилось нарушение подпункта 15) пункта 1 статьи 226, пунктов 1 - 3 статьи 238, статей 644, 646 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. в результате которого в совокупный годовой доход (СГД) не включен доход в виде безвозмездно полученного имущества – по товарам, импортированным из Китайской Народной Республики (КНР), а также из выплаченных денежных средств не начислен КПН у источника выплаты по неподтвержденным контрактам согласно ответу уполномоченного органа КНР за 2019-2021гг.

С данным выводом налогового органа Компания «Э» не согласна и считает, что в акте налоговой проверки необоснованно проведена ссылка на ответ Государственной налоговой администрации КНР по запросу в государственный орган КНР, согласно которому не подтверждены взаиморасчеты по 4 контрагентам.  

В жалобе следует, что контракты с поставщиками КНР были исполнены в соответствии с валютным законодательством РК, а ввезенные товары были задекларированы согласно таможенному законодательству РК. При этом последующая реализация товаров подтверждается выписанными электронными счет-фактурами (ЭСФ).

Проверив доводы Компании «Э», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе в виде безвозмездно полученного имущества.

Подпунктом 25) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса предусмотрено, что в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе и другие доходы, не указанные в подпунктах 1) – 24) указанного пункта включаются в совокупный годовой доход.

Согласно пунктам 1-3 статьи 238 Налогового кодекса стоимость имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

Для целей определения размера дохода в виде безвозмездно полученного имущества стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, но не ниже стоимости, указанной в акте приема-передачи (при его наличии) такого имущества с учетом налога на добавленную стоимость, указанного в документах передающей стороны.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению: стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл, первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Следует указать, что налоговая проверка Компании «Э» проведена согласно приказу Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД).

По результатам акта налоговой проверки и уведомления о результатах проверки от 10.01.2023г. начислен КПН в результате признания стоимости импортированных товаров из КНР в качестве безвозмездно полученного имущества, а также КПН у источника выплаты по доходам, выплаченным в адрес контрагентов – нерезидентов.

  1. Относительно начисления КПН в отношении признания импортированных товаров из КНР в качестве безвозмездно полученного имущества

Согласно сведениям об уполномоченном экономическом операторе (юридическом лице) и его обособленных структурных подразделениях (филиалах) на сайте kgd.gov.kz Компания «Э» была включена в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО), исключено из реестра от 01.02.2021г. 

Руководителем Компании «Э» с 19.09.2019г. по настоящее время является гражданка М., учредителями являются гражданин Т. (30%), и гражданин Б. (70%), вид деятельности – оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации, являлся плательщиком НДС с 01.07.2011г., снят с учета по НДС 29.11.2022г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

В ходе проведения налоговой проверки Компании «Э» были вручены требования о предоставлении необходимых к проверке документов от 31.05.2022г., от 28.06.2022г., от 29.07.2022г.

Компанией «Э» на указанные требования письмом от 10.06.2022г., от 27.06.2022г., от 27.06.2022г. и от 03.08.2022г. были предоставлены ответы с приложением документов и пояснения.

В ходе проведения налоговой проверки установлено, что Компанией «Э» с 14 поставщиками, зарегистрированными в КНР, заключены контракты на приобретение товаров.

При этом в ходе проверки направлен запрос в Государственную налоговую администрацию (ГНА) КНР от 13.07.2022г. для получения сведений о взаиморасчетах с Компанией «Э».

Письмом от 11.11.2022г., КГД предоставил ответ ГНА КНР от 01.11.2022г. в  котором указано, что юридические лица:

- Компания «Y» контракт от 30.04.2020г. на сумму 6 306 019, 9 тыс.тенге;

- Компания «S» контракт от 19.03.2020г. на сумму 267 842,3 тыс.тенге;

- Компания «W» контракт от 20.03.2020г. на сумму 103 144,5 тыс.тенге;

- Компания «B» контракт от 06.03.2020г. на сумму 1 598,9 тыс.тенге, не подписывали никаких контрактов и не имели деловых отношений с Компанией «Э».

По остальным юридическим лицам информация не предоставлена в связи со вспышкой «Covid-19» в Синьцзяне и Шаньдуне.

Таким образом, по результатам информации ГНА КНР вышеуказанные 4 компании не подтверждают взаиморасчеты по импорту товаров с Компанией «Э» по 4 контрактам на сумму 6 678 605,7 тыс.тенге.

Следует отметить, что Генеральной прокуратурой Республики Казахстан проведена проверка деятельности Компании «Э» на предмет соблюдения таможенного законодательства РК. Согласно справке об итогах проверки установлено, что Компанией «Э» в совокупный годовой доход не включен доход от списания обязательств по контрагенту «Y» (КНР) в сумме 1 064 040,9 тыс.тенге.

При этом, данное нарушение Компанией «Э» устранено путем представления дополнительной декларации по КПН за 2020г. от 04.04.2022г.

В справке об итогах проверки указано, что в действиях Компании «Э» усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

При этом налоговым органом в отношении руководителей Компании «Э» проводится досудебное расследование по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 216 части 3 Уголовного кодекса РК.

Далее следует указать, что в приложенном к жалобе акте внеплановой выездной таможенной проверки от 08.04.2022г. Компании «Э» следует, что налоговым органом по результатам проведенной проверки установлены расхождения по товарам, экспортированным с территории КНР, предназначенных для импорта на таможенную территорию ЕАЭС, с подтверждением фактов недостоверного декларирования товаров и занижения таможенной стоимости товаров при импорте.

Так, при анализе внешнеэкономических контрактов установлено:

- по Компании «B» 20.07.2020г. произведена корректировка долга путем взаимозачета с третьими лицами;

- по Компани «Y» прямые выплаты не установлены, однако, 06.10.2020г. произведена корректировка долга путем взаимозачета с третьим лицом на сумму 320,9 тыс.долларов США, 16.06.2021г. произведена корректировка возврат со стороны контрагента на сумму 84,7 тыс.долларов США;

- по Компании «S» прямые выплаты не установлены, однако, 19.05.2020г. произведена корректировка долга путем взаимозачета с третьими лицами на сумму 200,0 тыс.долларов США, 06.06.2020г. на сумму 199,9 тыс.долларов США, 04.06.2020г. на сумму 199,3 долларов США, 05.06.2020г. на сумму 2,3 тыс.долларов США;

- по Компании «W» 20.09.2021г. прямая выплата осуществлена на сумму 11 792,9 тыс.долларов США, проведена корректировка долга на сумму 978,8 тыс.долларов США, 30.12.2020г., списан долг Компании «Э» на сумму 2 535,0 тыс.долларов США.

Учитывая изложенное, по результатам акта выездной таможенной проверки не удалось установить действительную стоимость и сумму уплаченной или подлежащей уплате за товары, в виду наличия задолженности и переплаты по товарам, поставленным в рамках договоров поставок. 

Кроме того, из акта выездной таможенной проверки от 08.04.2022г. следует, что при анализе данных отраженных в бухгалтерском учете Компании «Э» за период осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в качестве УЭО Компания «Э» не извлекало дохода от поставок товаров, то есть, импортированные товары реализовывались по формуле: себестоимость плюс понесенные расходы по таможенной очистке.

Таким образом, по результатам акта выездной таможенной проверки в деятельности Компании «Э» установлены признаки фиктивной реализации товаров конечным потребителям.

Далее, следует указать, что в ходе проведения акта налоговой проверки  от 10.01.2023г. произведен анализ выписанных электронных счетов-фактур (ЭСФ) за 2019-2020гг. в адрес 6 покупателей юридических лиц Республики Казахстан, по которым оборот по реализации составил сумму 53 617 952,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6 434 154,2 тыс.тенге.

В этой связи, по 6 покупателям товаров Компании «Э» направлены запросы в территориальные налоговые органы на проведение встречных проверок из которых по 4 покупателям запросы были прекращены в связи с отсутствием их по юридическому адресу.

В отношении покупателя Компании «М» (оборот 3 904 555,4 тыс.тенге, НДС 468 546,6 тыс.тенге) проведена встречная проверка (акт от 01.07.2022г.), по результатам которого Компания «М» не предоставил документы, подтверждающие перевозку товаров (ТТН, путевые листы, свидетельства на автотранспортные средства и т.д.), а также сведения для хранения (погрузки, разгрузки) товаров (складские помещения).

Следовательно, по результатам акта встречной проверки реализация товаров (работ, услуг) в адрес Компании «М» на сумму 3 904 555,4 тыс.тенге, НДС в сумме 468 546,6 тыс.тенге не подтверждена.

В отношении Компании «Т» согласно акту встречной проверки от 01.07.2022г. в связи с непредставлением документов, подтверждающих перевозку товаров и сведений о складских помещениях по хранению товаров, в результате не подтверждены взаиморасчеты на сумму 156 696,3 тыс.тенге, НДС в сумме 18 803,5 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая ответ Государственной налоговой администрации КНР о неподтверждении экспорта товаров от имени вышеуказанных 4 поставщиков, следовательно, первичные документы по взаимоотношениям с вышеуказанными юридическими лицами – нерезидентами не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства РК и, согласно подпункту 15) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса стоимость товаров от неизвестных поставщиков подлежит признанию доходом в виде безвозмездно полученного имущества.

Таким образом, учитывая пункт 1 статьи 225, подпункт 15) пункта 1 статьи 226 и пункты 1, 2, 3 статьи 238 Налогового кодекса включение в совокупный годовой доход (СГД) дохода в виде безвозмездно полученного имущества стоимости импортированного товара с КНР по взаиморасчетам с Компаниями «Y», «S», «W», «B» на общую сумму 6 678 605,7 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

  1. Относительно выплат по неподтвержденным контрактам дохода нерезидента

В соответствии с подпунктом 34) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются, в том числе другие доходы, возникающие от деятельности на территории Республики Казахстан.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20 процентов.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в отношении Компании «Э» направлены запросы о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денежных средств по банковским счетам в иностранной и национальной валюте в АО «Банк Центр Кредит», ДБ АО «Сбербанк» и АО «ForteBank».

По сведениям АО «ForteBank» от 09.06.2022г. в соответствии с контрактом от 30.04.2020г. установлено перечисление денежных средств с банковского счета за 2020-2021гг. в адрес поставщика КНР Компании «Y» и его третьих лиц на сумму 5 239 645,1 тыс.тенге.

По сведениям АО «ForteBank» в соответствии с контрактом от 19.03.2020г. Компании «S» установлено перечисление денежных средств с банковского счета за 2020-2021гг. в адрес третьих лиц на сумму 244 641,3 тыс.тенге.

По сведениям АО «ForteBank» в соответствии с контрактом от 20.03.2020г. Компании «W» установлено перечисление денежных средств с банковского счета за 2020-2021гг. в адрес третьих лиц на сумму 134 784,5 тыс.тенге.

По сведениям АО «ForteBank» в соответствии с контрактом 06.03.2020г.  Компании «B» установлено перечисление денежных средств с банковского счета за 2020-2021гг. в адрес третьего лица на сумму 1 677,8 тыс.тенге.

Учитывая изложенное, в рамках контрактов на поставку товаров с компаниями - нерезидентами «Y», «S», «W», «B» за 2020-2021гг., Компанией «Э» были выплачены денежные средства на общую сумму 5 620 752,1 тыс.тенге.

Между тем, как было указано выше, согласно ответу ГНА КНР от 01.11.2022г. Компании «Y», «S», «W», «B» контракты Компанией «Э»  не заключались.

Согласно пункту 7 статьи 645 Налогового кодекса под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, доли участия, товаров, имущества, выполнение работ, оказание услуг, списание и (или) зачет требования долга, производимые в счет погашения задолженности перед нерезидентом по выплате доходов из источников в Республике Казахстан.

На основании изложенного, выплаченные доходы в адрес юридических лиц - нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20 процентов.

Таким образом, поскольку поставщиками - юридическими лицами КНР не подтверждено заключение контрактов с Компанией «Э», а денежные средства от деятельности в РК выплачены в адрес Компании «Y», «S», «W», «B» следовательно, признание объектом налогообложения по КПН у источника выплаты на сумму 5 620 752,1 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН у источника выплаты по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.